Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Ирина Страна:Бенилюкс
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2018

Дата02.12.18 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели740

   

   Антверпен -  это город  Рубенса. Город связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта или Венеция с Тицианом. Поэтому по приезду, в первую очередь хотелось  найти дом-музей Рубенса.  Дом Рубенса (Rubenshuis) выходит фасадом на улицу Рубенсштраат.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, <a href=/belgium/>Бельгия</a>.

 

   Дом, где сейчас музей, Рубенс построил в 1611 году  сам,  для себя и своей семьи. Здесь родился в 1618 году его сын Николас и скончалась горячо любимая жена Изабелла Брант, возможно от чумы. Потом родились его пятеро детей от Елены Фоурмен, с которой он обвенчался в 1630 году. Большую часть  жизни великий художник провел именно в этом доме, вплоть до своей смерти в 1640 году.  Когда обосновался в Антверпене и организовал мастерскую, то за 20 лет работы создал около 3000 произведений. Город выкупил этот дом в 1937 году, провел его реконструкцию, после чего  был открыт для посещения в 1946 году. Сегодня дом Рубенса является муниципальной собственностью и филиалом Королевского музея изящных искусств в Антверпене. 

Прямо по середине бульвара- улицы, стоит здание касс, чтобы уже в самом музее ничто не отвлекало внимание посетителей.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

    Отмеченный барочной пышностью и роскошью, здание является бесценным памятником архитектуры начала XVII века. Дом Рубенса посещали такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие. Хозяин отличался необыкновенной любезностью, гостеприимством и поражал всех широкой эрудицией. Дом Рубенса так же был гостеприимно открыт для ученых, художников, писателей. Богатое внутреннее убранство в доме-музее привлекает взор наравне с   полотнами художника. Считается, что на внешний вид и устройство дома сильно повлияло то, что художник несколько лет жил в Италии и изучал тамошнюю архитектуру. Здание разделено на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс хранил свою коллекцию произведений искусства.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   Справа – мастерская, где художник давал уроки и работал. Интерьеры воспроизведены частично. К сожалению, аутентичный интерьер времен Рубенса не сохранился и помещения особняка обставлены другой мебелью, относящейся к середине XVII столетия.

Входят в музей черех дверь левого здания, если с улицы смотреть, потом по переходам обходят оба здания. 

 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

В доме в старофламандскм стиле, были личные и семейные покои Рубенса. При организации музея, подобрана мебель, похожая на мебель 17 века.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

  В обстановке поражает кровать, по традиции того времени представляющая собой большой шкаф, на «нижней полке» которого и была собственно постель.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

Другая мебель тоже не похожа на современную. Жилые помещения в доме выполнены во фламандском стиле, а мастерская и кабинет великого художника выдержаны в стиле итальянского ренессанса.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   Кроме работ самого художника, есть картины предшественников и  современников мастера. Оригиналов немного, так как большинство из них находится за пределами Бельгии в крупнейших музеях мира.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   

   На втором этаже кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников. 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

  При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии предметы искусств. Античная коллекция  скульптур так же  хранилась в «ротонде».

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   Во втором  здании первая комната-приемная, обитая удивительной красно-коричневой кожей с тисненным по ней золотым орнаментом.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   После этой небольшой темной комнаты, где только подсветка картин на стенах дает возможность ориентироваться, проходят в зал.  Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. 

 

 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   Мастерская была сердцем дома для Рубенса. Здесь он творил, здесь продавал готовые картины, здесь  проводил большую часть жизни.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

  «…Рубенс, желая подражать Природе,

 Похитил ее кисти, подобно Прометею». Лопе де Вега

 Бюст Сенеки, главного представителя римского стоицизма, поставлен над входом в мастерскую, наряду с Платоном, Сократом и Марком Аврелием. Рубенс преклонялся перед античным гуманизмом и философией стоицизма.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

   Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещение. Напротив входной двери пробита узкая, высокая, до потолка, дверь, через которую выносили готовые большие полотна. В углу — сохранившийся с тех времен камин из черного мрамора. На стенах висят картины. Две из них принадлежат кисти Рубенса — «Благовещение», долгое время украшавшее домовую церковь герцогов Леганьес в Мадриде, и «Мавританский царь», а также работы его учителя Отто ван Веена и сотрудников по мастерской Корнелиса де Boca и Яна Вильденса. «Мавританский царь»— одна из трех картин, изображающих волхвов, которые Рубенс написал для семьи знаменитых антверпенских издателей Моретус, с которой был в большой дружбе. По традиции мужские представители этого семейства носили имена волхвов — Бальтазара, Каспара и Мельхиора. Изображения двух других царей находятся в частной американской коллекции.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

 

  Насчитывают не менее 3000 картин и эскизов оставленных мастером. Никакой художник не мог быть столь плодовитым, учитывая большие размеры картин Рубенса. Ко времени, когда он стал знаменитым, у него появились ученики.  С ними он и  создал такое большое количество полотен. Известно, что вначале приступал к работе сам мастер. Рубенс создавал эскиз, а после того, как заказчик подтверждал, что эскизом он доволен, художник предоставлял остальную работу своим ученикам, среди которых были такие мастера, как Антонис ван Дейк, после чего осматривал картину и наносил финальные штрихи. Рубенс не скрывал этого приема в своей работе, и цена картины часто зависела от степени его непосредственного участия в её создании.  Они  дальше продолжали и в конце мастер поправлял, что считал нужным и наносил последние штрихи. Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.

    Но Рубенс кроме написания картин, был еще и госслужащим, сказали бы сейчас. Питер Пауль Рубенс был не только замечательным художником, но и дипломатом  и … талантливым  шпионом.  Быль это или правда - насчет шпионства, для меня это только «перчика» добавило в познаниях о Пауле-Питере. Наверное, надо искать причины в его биографии. Его отец - Ян Рубенс,  был человек ученый. Он изучал право в Риме и в других городах Италии. Вернувшись в родной город,  был назначен городским советником. И заимел любовную связь с Анной Саксонской, женой принца Вильгельма Оранского, на свет появилась незаконнорожденная принцесcой дочь. За эти "неосторожные" отношения с женой принца, Ян был приговорён к смертной казни, но в итоге приговор был заменен лишением свободы сроком на один год. Принц Вильгельм поступил гуманно - жену оставил при себе, а соперника не казнил, а всего лишь отнял у него все имущество и отослал его с семьей в свою немецкую вотчину - городок Зиген. Чтобы прокормить детей,  его жена Мария выращивала овощи и продавала их на рынке.

    В 1587 году Ян умер от лихорадки, и его вдова с детьми вернулась в Антверпен. В 15 лет Питер Пауль твердо заявил матери, что будет художником, по примеру старшего брата  Яна Баптиста, который, впрочем, не сыскал себе славы. Питер-Пауль не забыл своего детства, повседневных забот родителей. Далее слова не Рубенса, но очень характерны для Рубенса. «Бедных жалеют, но часто и презирают. В жизни надо добиваться успеха. А залог успеха — деньги. Но богатство — это еще не все: в обществе надо подниматься со ступеньки на ступеньку. Прежде всего надо возвыситься над собратьями-художниками, и не только своим непревзойденным мастерством, но и роскошным образом жизни. Потому что если хорошие художники могут оценить эстетические достижения своего собрата, то посредственных прельщают лишь успехи на социальной лестнице. А если ты хочешь преуспеть, посредственностью пренебрегать нельзя, ибо имя ей — легион. Надо неуклонно подниматься вверх, чтобы оказаться в кругу тех, кто правит миром в силу своего происхождения, и вести себя с ними, как с ровней».  Потому  Питер Пауль поступил на службу к графине Лихне-Аренберг пажем, благодаря чему начался его первый контакт в европейской аристократической среде. Параллельно Рубенс начал учиться живописи в мастерских голландских художников  и в 1598 году уже был членом гильдии художников Антверпена. Рубенс становится членом общества романистов, старейшина которой — Ян Брейгель. Последний из учителей Пауля - Ван Гиин, преподавал не только искусство, но и дал ему разностороннее светское образование. Эти познания в сочетании со знанием нескольких языков и связями в обществе, благодаря службе у графини, были потом  полезными в его дипломатическом статусе. В 1603 г. герцог Мантуйский назначил Рубенса главой консульства в Испанском Королевстве. В 1609 году Рубенс становится придворным живописцем испанских монархов, которые были и правителями Испанских Нидерландов в то время.Они-то и отправили его в Лондоне, где Рубенс под прикрытием надежного алиби известного художника, должен был доносить Мадриду о подробностях жизни английского двора. И выполнить одну из задач, возложенных на него испанской короной: вручить 30000 дукатов представителю французских гугенотов для найма наемников для уничтожения Ришелье. Служа разным силам, Рубенс вел свою игру, направленную на то, чтобы прекратить войну в его родной Фландрии.

  В 1608 году Рубенс узнал, что его любимая мать тяжело больна, спешно вернулся в Антверпен и осел там на жительство. Он завязывает дружбу с бургомистром Антверпена и секретарем городского суда Яном Брантом.  На дочери последнего и женился Рубенс. И потом через тестя получал заказы от городской казны на написание картин для храмов города. Оброс учениками, среди них были подлинные гении живописи, такие как Якоб Йордане и Франс Снейдерс. То, что они большую часть жизни были в тени Рубенса, их вполне устраивало. Рубенс обеспечивал их заказами и не скупился в оплате. Строптивость проявил только один ученик мэтра - юный Антонис Ван Дейк, единственный, кто мог талантом поспорить с Рубенсом. После бурной ссоры он покинул учителя.

  Наверное, только одно горе в жизни испытал Рубенс -смерть горячо любимой первой жены. Ухаживать за женщинами он не умел. В первый раз он выбрал себе невесту из ближайшей родни жены своего брата Филиппа, там же нашел и вторую, Елену Гевартиус.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

Женился  и молодая жена родила ему еще 5 детей. Ей было на момент замужества 16, ему исполнилось уже 53 года. «Мне советовали найти избранницу из числа придворных дам. Я же более всего страшился обнаружить в своей подруге избыток гордыни, этого бича дворянства. И потому выбрал ту, которая не станет краснеть, когда я возьму в руки кисть». Только на одном автопортрете он изобразил себя с палитрой, на остальных, в неизменно черных одеяниях, видим в шляпе и со шпагой, более похожего на вельможу и царедворца, чем на художника. После смерти Рубенса Елена Фоурман, стыдясь своей наготы на картинах, захочет уничтожить все свои изображения без одежды. Но через духовного отца кардинал Фердинанд уговорит ее не совершать безрассудных поступков и оставить картины для будущих поколений.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

  Рубенс сам создал себя. Сумел организовать свое творчество и защитить права на произведения, рождавшиеся в его мастерской, сумел придать социальный статус  «званию» художника. Рубенс заботился о своих авторских правах. Например, незаконное воспроизведение его гравюр  в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов. Все это позволило ему сколотить состояние и вести образ жизни вельможи. Он и был не только вельможей, но и дипломатом-политиком, решавший задачи международного масштаба. «Писать чаще всего ему приходилось по заказу, а то и под жестким контролем Церкви, а самую ткань своих полотен отдавать  помощникам, лишь пройдясь по ним рукой мастера и создавая впечатление, что живопись для него — не удовольствие, а оптимальный способ использования своего таланта для зарабатывания денег».

  После мастерской художника завершается маршрут по самому музею. Но есть еще уголок, куда все попадают после обхода зданий- садик позади дома.

 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

Дом и сад обступили современные постройки

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

  И напоследок все выходят во внутренний дворик,  ранее скрытый от глаз барочной аркой, спроектированной самим Рубенсом. Сейчас этой главной реликвии нет на месте, она на реконструкции.  Точнее, разобрали все «по кирпичику» и увезли в мастерские, где будут каждый камешек «лечить», восстанавливать. Потом привезут назад и соберут арку заново.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

   Рубенс был и живописцем,  и архитектором. Так ему доверили украшение Антверпена в связи с торжественным прибытием нового правителя Нидерландов. Для  пышного приема он создал пять триумфальных арок, пять шатров-театров, многочисленные портики, один из которых, прославлявший 12 германских императоров, состоял из 12 перекрытий. Украшением служили статуи, фризы, фрески, картины. Когда кардинал-инфант прибыл наконец в город, ему понадобился целый день, чтобы обойти созданные творения. В награду за грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

  Садик во внутреннем дворике дома Рубенс в 1631 году изобразил на картине «Прогулка», которая сейчас хранится в Старой Пинакотеке Мюнхена. И благодаря этой картине все в маленьком садике посадили, построили, используя картину как образец при воссоздании сада. Посередине должен стоять павильон полукруглой аркой, сейчас на реставрации. Павильон был задуман как маленький античный храм. И раньше, если стоять перед ним, то он полностью вписывался в проем арки входа в сад.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

 На время ремонта сняли с крыши арки скульптуры Меркурия и Минервы.     

 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

  Планировка  и разбивка клумб соответствует времени Рубенса. Даже растения стараются сажать такие же, какие могли бытьв то время.

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

    В саду еще сохранилась стена, отгораживавшая дом участок с домом Рубенса от территории корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр «Снятие со креста»,  и теперь  составляющий гордость антверпенского собора Богоматери. Особенно поражает своим пышным украшением фасад здания со стороны внутреннего дворика, когда проходишь на выход. Если часть рубенсовского дома с жилыми помещениями внешне выглядит скромной и выстроена в старофламандском духе, то мастерская, портик и павильон в саду выдержаны в стиле барокко и богато декорированы скульптурой. Сложная комбинация выступающих и углубленных частей дает игру света и теней, вызывает ощущение жизни и напряжения архитектурного массива.

 Реставрация фасада и садика сделана с таким вкусом, с таким точным ощущением истории, что замираешь перед ними. И недоумеваешь, что такая красота внутри двора, а не с наружи. Первый этаж украшен портиком, а фасад здания  декорирован многочисленными барельефами.

 

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

   Через девять лет после смерти художника, в доме поселился Виллиам Кавендиш, герцог Ньюкастл, бежавший из Англии перед казнью Карла I. Он организовал в саду дома школу верховой езды для аристократии и богатых бюргеров, среди его учеников был также будущий король Карл II. В замках принадлежавших Рубенсу- поместье в Экерене, замок Стеен в  Элевейте, после его кончины жили наследники. Такое колоссальное состояние в домах, поместьях, фермах, драгоценностях, деньгах, ценных бумагах, которое он оставил, нельзя было нажить одним художеством.  Рубенс был не только художником, но и вельможей, дипломатом.  В поездках собирал свою коллекцию живописи, был обласкан при дворах сильных мира сего, получал от них богатые подарки и заказы на свои картины. К ученикам был взыскателен до мелочности, чужих успехов не терпел; он игнорировал Рембрандта, с пренебрежением говорил о великом Веласкесе, замалчивал успехи своего гениального ученика Ван Дейка. Таков был Рубенс.

   

 

Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия.

 

 

 Рубенса по сей день зовут «Королем художников и художником королей».  И посетить его дом, который скорее подходит под определение - дворец, это как приобщиться к той эпохе и побывать  в гостях у гостеприимного, галантного хозяина.

 

 

 

 

 

 

 



Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Бенилюксе

Гент, Бельгия. «Гулять, так гулять!». Город Синей птицы - не центр.
Ирина  Ирина   Бенилюкс   Дата вылета  сентябрь 2018
Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель          Сколько столетий уместилось между «тремя башнями»  Гента, сколько событий  они помнят. Поглядев в центре на «застывшую в камне музыку», решили, что раз она века тут простояла, то до веч...
Читать далее

Дата 02.12.18 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели891

Гент, Бельгия. «Гулять, так гулять!». Город Синей птицы - центр.
Ирина  Ирина   Бенилюкс   Дата вылета  сентябрь 2018
Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель            В городе были 2 ночи и день. После Брюгге, немного странно было попасть в «большой» город, но  почти с такими же  домиками и храма...
Читать далее

Дата 02.12.18 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели873

Брюгге, Бельгия. «Гулять, так гулять!». Брюгге - дождь
Ирина  Ирина   Бенилюкс   Дата вылета  сентябрь 2018
Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель     Третий день в Брюгге почти полностью провели внутри  достопримечательностей города, то есть с заходом под крышу зданий. Заодно мы мало промокли под дождем, который довольно ...
Читать далее

Дата 02.12.18 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели891

Брюгге, Бельгия. «Гулять, так гулять!». Брюгге – день
Ирина  Ирина   Бенилюкс   Дата вылета  сентябрь 2018
Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель       Утром второго дня в предвкушении того необычного, что было видано ночью и теперь можно разглядеть при свете дня,  побежали в центр "Брюжского яйца". С этой развилки н...
Читать далее

Дата 02.12.18 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели945

Брюгге, Бельгия. «Гулять, так гулять!». Брюгге – ночь.
Ирина  Ирина   Бенилюкс   Дата вылета  сентябрь 2018
  Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель        В двух странах Бенилюкса - Бельгии  и Нидерландах, провели необыкновенные 10 дней. Маршрут был разработан для 6 городов, и отведенного времени едва-едв...
Читать далее

Дата 02.12.18 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели960

Отзывы туристов