Наша поездка в Рязань состоялась благодаря нашим собакам, которые должны были принять участие в региональной выставке немецких овчарок. Удивительно, но прежде я никогда не бывал в Рязани… Поэтому, когда Ирина наметила Рязань для поездки туда с собаками, я согласился тоже поехать и по случаю познакомиться древним русским городом. Дополнительным бонусом было посещение есенинских мест в Константиново, которое находится по пути из Москвы в Рязань. И уж совсем на десерт нам предстояло посещение Пощупово с его знаменитым монастырем. Для этого были выделены суббота с воскресеньем.
По прибытии в Рязань Ирина занялась своими собачьими делами на выставке, а я направился на экскурсию по городу. Естественно, в первую очередь я направился в Рязанский Кремль. Вот что удалось там увидеть.
Крепостные валы Рязанского Кремля
С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля. За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров.
Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.
Глебовский мост Рязанского Кремля
Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены.
Соборная колокольня Рязанского Кремля
Колокольня Успенского собора – это самое высокое сооружение на территории Кремля.
Четырехъярусная Колокольня высотой 83 метра с позолоченным почти 25-метровым шпилем выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что создавалась она в течение более чем 50 лет (1789 – 1840 гг.) по проектам трех разных архитекторов: И. Ф. Русско, К. А. Тона и Н. И. Воронихина, общая композиция Колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга.
Христорождественский собор Рязанского Кремля
Христорождественский собор (до XVIII века – Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала XV века. О древности собора свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века.
Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна – сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII века в собор были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.
Архангельский собор Рязанского Кремля
Архангельский собор — памятник древнерусской архитектуры XV — XVII вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно — усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры XV в. В XIX в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле.
Успенский собор Рязанского Кремля
Успенский собор - самый крупный, но, увы, не самый изящный храм Рязани. Он представляет собой практически куб, украшенный пятью главами, и без этих глав едва ли бы отличался от гражданской постройки и выделялся бы лишь своими размерами. Понятно, что к внутреннему убранству и росписям трудно предъявить претензии по причине их полной утраты в советское время. За те 23 года, что собор возвращен Русской православной церкви, восстановить все утраты очень нелегко... Однако, собор служит визитной карточкой Рязани и прекрасно вписан в ансамбль Рязанского Кремля.
Певческий корпус Рязанского Кремля
Певческий корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей — эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры XVII в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен, а в его интерьере восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII в.
Стены и башни Спасского монастыря в Рязанском Кремле
Территория бывшего Спасского монастыря располагалась к югу от Успенского собора. Это древнейший в городе монастырь, известный с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две башни. К ограде монастыря примыкают сторожки и службы, построенные в XVII-XIX вв.
Дворец князя Олега
Старинное здание - самая крупная гражданская постройка Рязанского Кремля отдано для нужд историко-архитектурного музея под экспозиции. Свое название здание получило из-за находившегося на его фронтоне изображения всеми известного Рязанского князя - Олега, умершего в 1402 году.
Мои заметки о поездке в Рязань: