Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны, сильно сокращая время, а главное риски плавания через бурную южную оконечность Американского континента. На этой странице не будем рассказывать про историю и приводить всякие цифры, которые любой интересующийся найдет в интернете. А расскажем, вернее покажем на фото с документальной точность процесс прохождения корабля чере шлюз.
Суть вопроса следующая. Канал прорыт не на уровне моря, а использует имеющиеся водоемы по своему маршруту. Вода в канале пресная. Так как водоемы на разной высоте, выше уровня океана, нужны шлюзы. На фото выше видна суть проблемы: справа в шлюзе один уровень воды, слева другой. То есть корабль в шлюзе будет "опущен" вместе с водой на несколько метров.
Вот корабль входит в шлюз из естественного водоема. Его на входе встречают вагонетки.
Вот они, тросами цепляются за судно. Их цель - держать корабль по центру шлюза, не давая ему биться о края бортами. То есть, центровка корабля. Кстати, ширина шлюза вот уже скоро столетие, как определяет максимальную ширину кораблей. Самые широкие из них проводятся через шлюзы с зазором всего около полуметра!
Корабль зашел в шлюз и за ним закрываются ворота. Проводка корабля по каналу не дешевое удовольствие, это от десятков тысяч долларов до миллиона с лишним за большие круизные корабли.
Ворота за кораблем закрылись, он в шлюзе.
На снимке выше видна разница уровней воды. Сейчас воду из шлюза плавно выпускают и корабль опускается.
Воды уже меньше.
Еще меньше. Справа видно, как опустилсь корабль.
Корабль опустился до нужного уровня, сейчас начнется выход из шлюза.
Передние ворота начали открываться.
Сильнее..
Еще сильнее. Представьте, какой массы должны быть ворота и какая сила в них заключена. Делают такие ворота в
Италии.
А это фото с другой точки. Корабль уже вышел из шлюза, впереди его ждет новый естественный водоем. Ворота шлюза за ним закрылись и сзади виден новый корабль. А слева по параллельному шлюзу проводят контейнеровоз.
Так и идет работа, полдня корабли пропускают в одну сторону, полдня в другую. Время прохождения канала около 8 часов, время ожидания проводки до 3 недель - и все равно это выгоднее, чем плыть кругом. Запись в очередь за год, опоздавший из очереди исключается. Сейчас в Панаме вовсю идут работы по расширению канала, которые окончатся в 2014 году, а корабли начнут пропускать по новой ветке в 2015-м.
Панама зарабатывает на канале в год порядка 2 млрд. долларов. После расширения сумма увеличится до 2,5 млрд. Благодаря наличию этих средств правительство Панамы осуществляет свои грандиозные и очень разумные проекты по модернизации страны. Но про это на другой странице, про Панаму как таковую.
Резюмируя: зрелище впечатляющее, если выпадет оказия в те края - не пропустите это шоу, оно того стоит. Хотя, конечно, можно увидеть подобное и в районе ДнепроГэс и не мотаться через океан!