Путешествие на Ближний Восток

Дата22.06.09 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели5055

Путешествие на Ближний Восток
(ИзраильИордания – Палестина)

Я отдыхала в Израиле с 11 по 18 января 2009 года. Место отдыха – город Эйлат. Мой отель PRIMA MUSIC 3* super. Номер сингл, то есть жила я в нём одна. Питание было завтрак и ужин (полупансион).
ПЕРЕД ОТЛЁТОМ. Итак, 10 января поздно вечером я села в поезд Нижний НовгородМосква, чтобы утром прибыть в столицу нашей родины, спокойно доехать до аэропорта «Домодедово». Поезд был фирменный, полки мягкие, в вагоне теплота и порядок. А на улице было минус 17 градусов, когда я выезжала из Нижнего. Итак, выйдя утром из поезда, я поехала на Павелецкий вокзал, села там в поезд-экспресс, который уже за 45 минут домчал меня до аэропорта. За три часа до рейса началась регистрация. Я получила конверт моих документов, сдала багаж, прошла таможню, вышла в зал, откуда приглашают на посадку. На табло уже была надпись моего рейса – Москва-Овда. Потом, где-то за час с небольшим, возникла надпись красным шрифтом, что наш рейс задерживается. «Ну, вот, начинается», – подумала я. И менялась эта надпись несколько раз. В конечном итоге наш вылет был задержан на 4 часа. Понятное дело, что народ был уже на нервах. Просто как мы поняли потом, произошло объединение нашего рейса с последующим, тоже Москва-Овда. И летели мы в полупустом самолёте. Не знаю, в чём тут дело. М. б., люди боятся лететь в Израиль, там же война. Меня тоже многие отговаривали. Но, прочитав статьи в Интернете, изучив карту Израиля, я поняла, что отдыхать буду на юге страны, а Сектор Газа находится на западе. Конечно, быть застрахованным от всего невозможно, но проводить отпуск на диване тоже не хотелось.
СТУПИВ НА ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ. Так как вылетели мы позже на 4 часа, ехали из Овды в Эйлат, когда уже совсем стемнело. Ехать от аэропорта примерно час. Проезжали мы то место, где случилась авария автобуса с туристами из Санкт-Петербурга. Там лежат цветы. И не такой уж большой там обрыв, как мне показалось. Действительно, если ехать и не следить за дорогой, а баловаться, то опрокинуться можно и на ровном месте. Зато потом, когда мы уже ориентировались, было приятно созерцать, как границы нескольких государств сходятся в одной точке, как бы стянуты к Эйлату.
ОБ ЭЙЛАТЕ. Город Эйлат – самая южная точка Израиля, центр мирового туризма. Город красивый, не маленький. Так как я жила недалеко от границы с Египтом, то если встать так, что КПП с Египтом будет у вас за спиной, то справа мы увидим границу с Иорданией, с городом Акаба. Если посмотреть еще дальше вправо, то там виднеются трубы, качающие нефть. Это граница с Саудовской Аравией. Слева тянутся горы, за ними – граница с городом Таба (Египет). Только граница с Египтом – это натянутая колючая проволока, которая идет прямо по горам. Немного смешно.
В Эйлате есть подводная обсерватория, кинотеатр со стереоэффектом, даже аэропорт. Но он для внутренних линий. Иногда можно услышать гул самолёта и увидеть, как он идет на посадку. Взлётная полоса небольшая, тянется прямо посередине центра города.
О ПОГОДЕ. В январе в Эйлате тепло для наших российских людей. Плюс 25 градусов на солнышке. Загорать можно, а вот купаться немного холодновато. Утром дует прохладный ветер. На пляж лучше приходить после 10.00. Ветер меняется на тёплый. А вот после 15.00 снова становится холодно. Дело в том, что израильтяне (а так себя называют все: и жители Израиля, и кто приехал несколько лет назад сюда) удивлялись тому, что как мы можем купаться в такой холод. Они все ходили в тёплых свитерах. Ещё прикольно было то, что в нашем отеле жили паломники из Нигерии. Так они вообще ходили в куртках с мехом и тёплых шапках. О как!!! Так что погода для всех понятие относительное.
О ДРУЖБЕ. Так как я путешествую одна, то всегда знакомлюсь с людьми. И надо сказать, что встречаются интересные и хорошие люди. И в этот раз я познакомилась с Вероникой и её мамой Алевтиной Михайловной из Москвы. И мы ходили всё время вместе. И даже номера в отеле у нас были рядом. Вместе веселее!
ОБ ОТЕЛЕ. Отель «Прайм мьюзик» чистенький, везде ковры и звучит приятная и ненавязчивая музыка. Джаз, рок, блюз… На рецепшене всегда вас поймут. Везде есть русские, работающие в Израиле. В основном это молодые люди и девушки. Многие с Украины, есть и с Сахалина.
Важная деталь! Сам отель находится не в центре города, а почти на границе с Египтом. Недалеко от него располагается подводная обсерватория, где люди приходят обозревать диковинных рыб. Сама я не ходила, но говорят, что на рыб стоит посмотреть. Пляж почти напротив гостиницы, песочек так себе, не очень чистенький, дно Эйлатского залива Красного моря у нашего отеля каменистое. Но можно, прогуливаясь, найти и песчаное дно. До центра города можно доехать на автобусе. Нам в отеле давали талоны, которые дают право на бесплатный проезд в городском автобусе, маршрут 333. Все автобусы в Израиле шикарные, фирменные, удобные. Плохо только то, что автобус бесплатный до центра ходит раз в час. А так проезд в обычном автобусе стоит 4,20 шекеля. Дороговато. На тот момент, когда я отдыхала, курс был такой: 1 доллар = 4,75 шекеля. Вот и прикидывайте. Съездить в центр города было необходимо еще и потому, что возле нас не было ни одного обменника валюты. Рядом был продуктовый супермаркет. А кушать-то хочется всегда. И попить особенно.
Мы хотели как-то из центра дойти до своей гостиницы, но побоялись. Дело в том, что между центром города и моей гостиницей находится так называемый промышленный район. Там трубы, стоянка машин, которые переправляют транзитом в Европу. Место безлюдное, везде заборы.
Рядом с нами тоже было много отелей. Видимо, строили город Эйлат сначала до промышленной зоны, затем решили застраивать дальше. И правильно. Море есть, так надо ж купаться, отдыхать.
О РАБОТЕ ГИДОВ. Прямо по прилёте в Израиль (аэропорт города Овда) меня встретил наш гид Эрцель. Он неплохо говорит по-русски. На следующее утро после приезда он встретился с нами в холле гостиницы, раздал список экскурсий. Мама дорогая, я как взглянула на цены, так ахнула. Я планировала съездить в Иерусалим, а как узнала, что еще можно поехать в Иорданию, то мне захотелось еще и в эту страну попасть. В Интернете я прочитала, что поездка в Иерусалим стоит 65 долларов. А в Иорданию тоже до ста долларов, как мне сообщили в фирме, где я покупала путевку. Так вот, в Иорданию экскурсия стоила 159 долларов. Да плюс 50 долларов берут на границе. В Иерусалим экскурсия стоила 170 долларов. Хорошо, что мне хватило денег. Я записалась на эти две обширные экскурсии. И потом не пожалела, так как увидела много интересного и нового. Все экскурсии состоялись без накладок.
А накануне перед последним днём отдыха было приятно то, что Эрцель сам всех обзвонил и сообщил, когда надо быть готовыми, чтобы нас отвезли в аэропорт на вылет домой.
ПОЕЗДКА В ИОРДАНИЮ. Итак, записавшись на экскурсию в Иорданию, настал день поездки. Выехали мы рано утром, в 6.00 примерно. Собрали всех по отелям, проехали весь Эйлатский залив, затем вышли из автобуса. Собрали у нас паспорта и по 50 баксов, мы перешли какое-то здание, потом раздали паспорта. Мы с ними «в зубах» шли по дороге примерно метров 100-150. А по бокам этой асфальтированной дороги был натянут забор из колючей проволоки. Это КПП им. Ицхака Рабина. Вот так можно в толпе перейти границу. Затем была проверка металлоискателем. Мы посетили сувенирную лавку. Вот интересно: как приезжаешь к арабам, то тут же начинаются палатки, торговля…. Образ жизни.
Проехав более двух часов, мы стали спускаться в ущелье. Дело в том, что город Петра был построен до н. э. набатеями. И в город был только один вход. Набатеи контролировали торговые пути. Они были выходцами с Аравийского полуострова, с территории нынешней Саудовской Аравии. Они были язычниками. У них был древний водопровод, они давали воду, а в обмен брали шелка и особенно ладан для ритуальных целей. Это город-некрополь. Итак, мы вышли из автобуса. И увидели спуск, как будто бы в пещеру. У входа там стояли стражники. Живые люди. Это чтобы показать, как было в древности. Страшные мужики с палками в руках. При спуске вниз ты идешь по улице, справа и слева тянутся скалы. Самое главное то, что повсюду гуляет и кружит песок, а также дует страшный холодный ветер. Так что при поездке в Петру одевайтесь потеплее. Сам город тянется более 4 км. Мы прошли половину. Начало Петры – это город мёртвых. В скалах есть отверстия. Это там хоронили людей. Кое-где сохранились остатки древних ступеней. Какое всё же большое значение придавали люди жизни после смерти и как достойно отправляли своих предков в мир иной! А дорога немного петляет. Она становится то уже, то шире. И ещё интересно то, что по этой дороге иногда с грохотом проносятся тележки с осликами, проходят верблюды. Это предприимчивые арабы подвозят тех людей, кто устал идти. Естественно, за плату. По бокам в некоторых местах за тысячелетия скалы приобрели красивый вид. Вот скала, похожая на морду ротвейлера. А дальше, например, если присмотреться и включить фантазию, то увидишь слонёнка с хоботом. Постепенно дорога стала узкой, мы пришли дальше и…. о чудо!!! Попали на открытое место, где вот она, визитная карточка Петры. Стена этого древнего храма сохранилась наиболее хорошо. Она стоит как бы в тени. На переднем плане шесть строгих колонн. Цвет стены – это цвет песчаника плюс розовый. Время меняет не только облик скал, но и их цвет. И со временем выступают и проявляются цвета различных веществ, что содержат древние скалы. Постройку храма набатеи переняли у архитекторов древнего Рима. Известно, что во 2 веке н. э. Петру завоевали римляне. А что стало с жителями, куда они делись: ушли или растворились в римском этносе – история об этом умалчивает.
И тут была наша остановка на долгом пути по древнему городу. Накупив сувениров и выпив кофейку, мы вошли в самый узкий и самый холодный тоннель. За ним тоже интересные скалы с остатками древнего амфитеатра и других сооружений, необходимых для жизни людей города. В общей сложности мы прошли 2 км, до так называемого города живых. Потом повернули назад. И тут опять стали предлагать проехать на ослике или лошадке мальчики-арабы. Ехать нам не советовал гид, так как нет никакой страховки, а лошадок гонят что есть мочи. Так что все пошли пешком. Как известно, дорога домой кажется короче. Что и было еще раз подтверждено. Затем был обед в арабском ресторане. Вот всё-таки мне лично больше нравится арабская кухня. Со специями, остренькая. А в Израиле же наоборот всё пресное. Сыр, творог, йогурты. Минимум мяса. Оно и понятно: всё кошерное. Пообедав, мы отправились домой. В отель вернулись поздно. Зато увидели много интересного и посетили еще одну страну.
ИЕРУСАЛИМ И ПАЛЕСТИНА. Поездка в Иерусалим и Палестину заняла более 15 часов. Так что берите с собой всё необходимое, что может понадобиться в дороге. Выехали рано утром, было еще холодно. От Эйлата до Иерусалима 280 км. Дорога петляет то вправо, то влево. Много крутых поворотов. Ехали в маленьком автобусе. Типа автолайна. По пути была остановка у Мёртвого моря. Оно то серое, то зеленоватое, у берега много соли и идут как бы лучи зелёного цвета. Эти лучи переливаются на солнце. Как говорится, лучше один раз увидеть… Въехали в Иерусалим, нам показали панораму города, где мы фотографировались. Город очень застроен, яблоку негде упасть. Потом мы поехали сначала в Палестину. Город Вифлеем – место рождения Иисуса Христа. Он находится в Палестине. Иерусалим отделяет от Палестины стена и КПП. Эту стену возвели в 2002 году после очередной интифады (восстания). Вот и получилось, что храм Рождества Христова в Вифлееме теперь находится в Палестине, а Храм гроба Господня в Иерусалиме. Приехав на границу с Палестиной, нас пересадили в другой автобус, проверили паспорта. Слава Богу, что не стали ставить ещё один штамп в паспорт. У нас появился другой гид – молодая девушка Наталья. Она с Украины. Очень хороший знаток истории и прекрасный экскурсовод. Наталья повела нас к храму Рождества Христова. А предварительно нас завезли в магазин, где мы купили свечи, иконки, крестики для того, чтобы освятить эти вещи на земле обетованной. Мы поднялись по лестнице и оказались на площади. Там была мечеть – напротив Храм Рождества Христова. Всё очень древнее. Храм Рождества Христова заключает в себе как бы три храма: это армянскую церковь, греческую и католическую. Вход очень низкий. Так что ты входишь в храм, как бы кланяясь, с почтением перед святостью этого места. Из всех храмов внутри есть переходы. Сначала мы попали в греческий православный храм. Там большой зал, пройдя его и спустившись вниз, мы очутились перед самым святым местом. Это пещера, где и родился Иисус Христос. Сейчас это место входит в церковь. На месте рождения Спасителя висит икона Вифлеемской Божьей матери. Это единственная икона, где Богородица улыбается оттого, что родила. Рядом стоят свечи, а внизу находится 14-лучевая звезда. Вот к этой звезде мы прикладывали кто руки, кто касался её лбом, также прикладывали вещи, чтобы освятить их.
Во всех храмах можно снимать, никто не сделает замечание женщинам, что они в брюках и без косынки. Всё демократично.
Затем мы посетили армянский придел храма Рождества Христова и католический. В католическом приделе очень красиво и торжественно. Стоят скамьи, есть даже будочки для исповеди перед католическим священником. Нам повезло – нигде не было службы. И мы ходили спокойно по всему храму.
Затем нас повезли к границе с Иерусалимом, вернее, к забору, отделяющему его от Палестины, мы сели в свой первый автобус, поехали в старый город. Старый город отделяет от Иерусалима стена светлого цвета. Тут вход высокий. Как только мы вошли в старый город, то перед нами оказалась небольшая площадь, далее ряд узких улочек с торговыми рядами, затем мы увидели вход в Храм гроба Господня. Вход в храм не низкий. Стены очень древние. Много они повидали всего... Вообще как я поняла, весь Храм гроба Господня состоит из трёх ярусов. На первых двух – приделы христианских церквей. А третий ярус – это… Голгофа. Раньше это место было на улице, затем вошло в храм. Собственно говоря, весь храм стоит на Голгофе, если быть точным. При входе мы попали в греческий придел, это был второй ярус. Затем поднялись по ступеням вверх, на место Голгофы. Там по стенам висят иконы, иллюстрирующие нам Иисуса Христа, как он несёт свой крест. Спустившись, снова попадаешь в греческий придел. Тут есть камень миропомазания в центре, затем кубукля. Там и стоял гроб Господа. И в этой кубукле зажигается благодатный огонь на Пасху. Вот эта кубукля – единственное место – тут фотографировать нельзя. Также на среднем ярусе, кроме греческого придела, есть армянский и католический приделы. У армян как раз шла служба. Они прекрасно пели псалмы.
Спускались мы и в нижний ярус Храма гроба Господня. Там есть коптский придел, но более мне понравится эфиопский придел. Там как раз шла служба. На стене на иконе у эфиопов изображён Иисус Христос с апостолами. Так вот: Иисус Христос – точь-в-точь Пушкин в профиль. Видимо, эфиопы так себе представляют Спасителя.
После того как мы вышли из Храма гроба Господня, стало уже темнеть. Так что к Стене плача мы подходили уже поздно. У иудеев уже начинался шабат (был как раз вечер пятницы). Оказывается, стена плача (а это остаток западной стены иудейского храма) тоже разделена. Женщины подходят к ней справа, это одна треть стены. А мужчины молятся слева. А я и не знала. Перед выходом к стене плача мы тоже прошли проверку. Проверяли не паспорта, а сумки.
А у самой Стены плача было уже много народу, так что я с трудом прошла, чтобы дотронуться до нее и положить записку, вернее просунуть записку между камнями, из коих и состоит сама стена. Там стояли женщины и девушки. Кто-то читал молитвы, кто-то пел псалмы, даже хороводы водили. Это не было представлением, это образ жизни. Все мужчины в черных шляпах, с пейсами. То есть раз в неделю люди ходят сюда общаться, надевают чистую рубашку. И приходят кто поблагодарить Бога за хорошо прожитую неделю, кто попросить здоровья себе и близким, кто еще зачем-то… На нас никто не обращал внимания. Видимо, к туристам уже привыкли.
Стена плача хорошо видна сверху, со смотровой площадки. И там еще есть менора (ударение на последнюю букву). Это подсвечник на семь свечей. Символ Израиля. Он стоит на улице под стеклом.
Так как было уже темно, а мой фотоаппарат не берёт в темноте, то я купила в магазине открытку со Стеной плача, вид старого города Иерусалима, вид Эйлата. Когда рассказывала родителям, то наглядно демонстрировала. И было всё понятно.
Вот такие я посетила экскурсии. В целом всё понравилось. Не было ощущения того, что находишься за границей, так как повсюду была слышна русская речь.
ЛОЖКА ДЁГТЯ. Не могу не написать еще про один случай. Это для тех, кто путешествует один. При выезде из Израиля, когда мы проходили таможню, то у всех проверяли сумки. Меня же держали очень долго, всё перерыли, задавали кучу вопросов. Почему я путешествую одна, почему у меня нет мужа, что я делала в их стране, посещала ли частные дома (в Эйлате нет частных домов – это курортный город). Допрос проводят молодые девушки из Овды (через переводчика), которые не знают, сколько стоит билет в автобусе в Израиле, где находилась моя гостиница… Чего тогда такие вопросы задавать??? Прямо ужас какой-то. Все думали, что у меня бомба. Я понимаю, что Израиль воевал тогда в Секторе Газа. (Кстати, когда я приехала в Нижний Новгород, то Израиль уже вывел войска из Газы). И непонятно и глупо то, что неужели я куплю в Израиле бомбу и повезу к себе в страну?!! Я еще пожить хочу. В общем, я думала, что мне побьют все сувениры (ракушки, иконки, свечи). Расшвыряли, как варвары, сумку, потом никто не помог застегнуть. Проверка проверкой, но не надо же быть варварами.
Так что милые женщины, да и вообще кто один, будьте готовы к такому допросу с пристрастием при выезде из Израиля, чтобы для вас это не было шоком. Если бы это всё было ПРИ ВЪЕЗДЕ в страну, то тут всё понятно. А то я еду к себе домой, а меня проверяют, как жулика. Может быть, я неправа. Но я высказала своё мнение.
Вот так вот: в радостях и трудностях, в проблемах и узнавании нового и прошла неделя в Эйлате. Я думаю, что мой отпуск состоялся и удался, так как новые впечатления, новые знакомства и общение с интересными людьми никогда не затмят некорректное поведение таможенников по отношению к одиноким людям. Так что путешествуйте, узнавайте новое. Как говорится, мягкой Вам посадки!!!
Если есть вопросы, то, пожалуйста, пишите мне:
[email protected] Нелли, 40 лет. Нижний Новгород.