Галина Погодина Страна:Россия
Город: Владимир
Время отдыха: Дата вылета январь 2015

Дата19.01.15 Хороший отзыв3 Ответов 17 Просмотрели4951

Шасси аэрбаса со стуком коснулось взлётки, разметывая снег, который не успевали убирать. Вопреки прогнозу, снегопад продолжался третий день, поэтому аэропорт Краснодара несколько часов не принимал самолеты. Тем не менее трасса была в приемлемом состоянии, и на турбазу "Мир Кавказа" в поселок Каменномостский я добралась практически без приключений.

Заочно я знала куратора турбазы Лену - вернее, думала что знала, представляя себе монументальную мрачноватую даму. Реальность несколько ошеломила: через сугробы ко мне бежала смеющаяся стройная блондинка с глазищами под цвет голубой куртки.

Лена сочетала в себе уют и энергию, так что через час, поедая жареную курицу с картошкой, мы с ней с энтузиазмом обсуждали кучу различных тем, от археологии до альпинизма, и примерно набросали схему моего пребывания. Когда появился горный гид Виктор, я уже не пыталась рулить ситуацией, доверившись профессионалам.

Зимние скалы Адыгеи

Меня зазвал сюда мой экстремальный приятель Макс Богатырёв, причем процесс затянулся на полтора года. Приглашение в его исполнении выглядело не очень заманчиво: "Ты же здесь ничего не видела, тебе всё понравится". Я пожимала плечами и ехала в другие места. Но вот у меня нарисовалась неделя в январские праздники и мне приспичило поработать над навыками альпинизма. Макс мягко пытался срулить меня на тему водопадов, но я их уже по уши насмотрелась в Непале и Норвегии. Тогда у Макса лопнуло терпение и он попросил Виктора каждый день гонять меня по скалам, чтобы я угомонилась и больше не выносила ему мозг.

На следующий день мы с Виктором отправились в каньон реки Белая - Хаджохскую теснину.

Морозно скрипел снег, снежно-сахарные деревья этажами возвышались над изумрудным потоком, гигантские сосульки свисали с отвесного многометрового известняка.
Выбрав невысокую стеночку, мы побросали рюкзаки и устроили разминку, цепляясь за выступы и пробираясь по ним в разных направлениях. На мне быстро сказалось отсутствие акклиматизации на фоне мороза -20, и, поймав меня на лету после двух-трех срывов, Витя решил двигаться дальше.

Зимние скалы Адыгеи

Пролазив ползком и боком небольшой пещерный лабиринт, как следует извозившись и насмеявшись, мы снова двинулись в путь. Витя привел меня к десятиметровой скале с вертикальными стенками, провесил веревки и дал немного порезвиться. Вскоре у меня замерзли руки, а мой секьюрити весь замерз стоя на страховке и предложил пойти подальше: в ущелье Руфабго к известной цепочке водопадов. Наши планы загубил ручей, пробивавшийся под снегом - поскользнувшись на камне, я провалилась выше ботинка в ледяную воду. Дальнейшая прогулка могла иметь последствия, и мы повернули обратно.

Местная гордость и достопримечательность - Свято-Михайловский мужской монастырь, построенный в конце XIX века. Так совпало, что нас туда повёз именно Михаил - невозмутимый синеглазый мужчина с профессиональным фотоаппаратом.
После революции большинство монастырских построек было разрушено, а в оставшихся располагалась детская колония, позже турбаза. Воссоздание идет в современно-классическом стиле, и очень интересно смотрится большой витраж над алтарем.

Зимние скалы Адыгеи

Для уединения монахи использовали подземные ходы в карстовом грунте. Особо продвинутые даже становились затворниками в этих тесных катакомбах, и если посидеть немного там, в тишине и надвигающейся клаустрофобии, становится очевидной духовная мощь этих людей.

Особо хочется отметить монастырскую блинную. Когда мы только приехали, то отмахнулись от предложения Вити зайти перекусить. Но после катакомб, подъема на гору к источнику и на продуваемую всеми ветрами колокольню, мы с Михаилом изменили свою точку зрения. Оцените масштабы: два полметровых в диаметре блина, с горой свежей сметаны и протертого фейхоа, с травяным чаем - 90 рублей.

Запомнился еще один поход. Мы прошли над живописным ущельем Мишоко, капитально помесили глубокий снег на подъеме, осторожно перешли недозамёрзший ручей и вышли на хребет Унакоз. Деревья трещали от мороза, вокруг солнца висел бледный радужный ореол. Последние пару километров я с трудом волочила ноги, и как только Витя скомандовал "стоп", радостно свалилась в сугроб и полезла в рюкзак за термосом. Витя извлек бутылку сгущенки - очень ее любит, но вкусняшка замерзла и не вытряхивалась, пришлось довольствоваться пряниками.

Зимние скалы Адыгеи

Мой гид был слегка расстроен: он рассчитывал организовать дюльферный спуск в золотых вечерних лучах, притащил ради этого 60 метров веревки, но небо затянуло облаками, а тут еще сгущенка не вытряхивается.

Пока мы собирали веревки и устраивали на камеру страшные инсценировки, совсем стемнело. Полчаса стремительного хода по шоссе не снимая амуниции - и мы дома, возле горячей печки, перед вкуснейшим ужином...

Я ходила с круглыми глазами и злилась на Макса за то что он поленился убедить меня приехать раньше: всё что я видела, было великолепно! Больше всего поразила концентрация ярких, спортивных и талантливых людей: каждая встреча, каждая беседа запоминались как подарок.

0дной из удивительных встреч было посещение частного краеведческого музея Владимира Геннадьевича Меликова. Это истинный патриот Адыгеи. Он собрал невероятное количество изумительных экспонатов: огромные аммониты, зубы мегалодона - гигантской ископаемой акулы, зубы мамонта, трилобиты, белемниты...

Зимние скалы Адыгеи

Замечательная коллекция военных реликвий от скифского, монгольского и аланского оружия до периода Великой Отечественной войны. И даже такие спорные вещи как гипсовые слепки отпечатков йети и пара странных черепов, по утверждению Владимира Геннадьевича - инопланетян, которые дополнили своими бренными костями и без того многогранное богатство Кавказа.
Не менее чем музей, меня восхитила построенная им гостиница. Большинство материалов для нее было притащено со свалки, но настолько великолепно обработано и гармонично скомбинировано, что создает ощущение декораций для какого-то сказочного фильма.

Мне все расписывали незабываемые красоты плато Лагонаки. Какой оттуда потрясающий вид и панорамный обзор, и что мне обязательно нужно это увидеть. Я уже трепыхалась в предвкушении прекрасного зрелища. И вот свершилось: на дворе солнечное утро, Михаил, Витя и я ждем Лёлика на его большом джипе.
У Лёлика есть жена - Женя, которая первые полгода их знакомства даже не знала что Лёлика зовут Сергеем. И он теперь известен именно как Лёлик.

И вот мы едем на Лагонаки по серпантину, обсуждаем что Сочи накрыл мощный снегопад, и удивляемся что по обочинам дороги стоит снегоочистительная техника - ровно до того момента, пока нас самих не накрыла туча с метелью. Через десять минут дорога превратилась в снежное месиво. Если бы не трактора, стоявшие наготове, наверняка были бы аварии.

Зимние скалы Адыгеи

Какие там панорамы - метель слепила глаза, с трудом просматривались деревья на расстоянии десяти метров, и нас это развеселило. Но мы оделись немного не на эту погоду: Витя вообще не взял перчатки, поэтому мы довольно быстро исчерпали возможности веселья в этой обстановке, запрыгнули обратно в джип и поехали вниз. Лёлик выглядел довольным - очевидно, рад был возможности извлечь все преимущества полноприводного любимца на фоне мелких легковушек.

Внизу метели не было. Мы вернулись рано и побежали на скалы. До того мне казалось что я умею пользоваться жумаром - летом, в другой обуви и на сухой скале. Благодаря терпению Вити и Михаила я обучилась еще одному приему и всё ж таки освоила подъем без упора на скалу. Хоть из-за собственных ошибок и получила десятка полтора синяков, оно того стоило - я добилась результата.

Ночью ветер рвал провода и валил деревья. Оставался всего один день. Мы с Витей были решительно настроены отработать его по полной. Два часа лазили в каньоне, потом вернулись к нашей скале - у меня всё получалось намного лучше чем раньше. Резко потеплело, веревка не замерзала, и не приходилось постоянно отогревать руки.
Снег протаял, из-под него выглядывали цикламены.

Зимние скалы Адыгеи

В заключение двинулись к водопадам.

Их  потоки еще не полностью сломали ледяную кору. Со склонов повсюду стекали ручьи. Через два часа у меня в лучших традициях полностью промокли ноги - в этом был тот плюс, что уже не требовалось прыгать по камешкам, я шлёпала по всем лужам не глядя под ноги. Начало темнеть, стало ясно что пора домой, а забрались мы далеко... Мы повернули обратно, к Лене, печке, бане и ужину.

Трудно было поверить, что такая масса событий и впечатлений уложилась в пять дней. Больше всего хотелось поменять билеты и пожить здесь еще, но отпуск закончился. Особой грусти не было: только уверенность, что я обязательно вернусь.

Проживая в ста километрах от Адыгеи, по руслу реки Белая, я и не подозревала о существовании подобных красот! Благодарна Вам за подробный рассказ о необычной живописности обычных мест. Поясните только, пожалуйста, Вы сказали, что поехали на эту базу по совету друга, по путевке или ранней договоренности? Или туда можно просто приехать и будут места?

Приехала по рекомендации друга. База маленькая, но места были, мне дали симпатичную комнатку. И очень обо мне заботились. Возили в интересные места, знакомили с классными людьми - зная мою любовь к истории, этнике и Гумилёву, подобрали соответствующих собеседников - таких продвинутых знакомых у меня и в Москве нет!) Только совестно что гида я совершенно простудила на страховке, но оставила ему в компенсацию бальзам, который из Непала привезла.

Телефон на базу, на всякий случай: 8(928)460-61-47.

Очень хотим побывать в вашей местности, подскажите с детьми можно, или может это повременить. Как состояние дорог, ато по фото и рассказам замечательное место для путешествия и не далеко.

Очаровательная местность и прекрасное описание))) Подскажите, пожалуйста, водятся ли в этом районе дикие животные? Безопасно поехать с детьми? И есть ли организованные экскурсии?

С детьми лучше ехать в тёплое время. В горах растёт много вкусного, вода тёплая, есть отличные песчаные пляжики. В то же время это активный отдых, детям очень нравится лазить со страховкой, их профессионально обучают азам альпинизма. Экскурсии организовывали даже для меня одной и не взяли дополнительных денег.

Про животных - ясно что могут быть гадюки, они даже в Финляндии есть. Есть простые правила: например шумно ходить, и они сами разбегутся.

Мне очень понравилась Ваш отзыв. Какие там люди, отношение? Сколько стоил проезд, как питание? Я бы хотел там побывать, очень красивое место, на что там ещё можно посмотреть, стоит ли ехать одному?

Добрый вечер, друзья! Меня зовут Виктор. Я работаю на базе, где отдыхала Галина. Могу подробнее рассказать об условиях проживания и питания. С удовольствием организую и проведу для Вас экскурсии.

Алина, добрый вечер! С детьми лучше всего приехать летом. Состояние дорог по Адыгее хорошее.

Добрый вечер, Елена!  Дикие животные конечно же водятся. Путешествуя группой, мы создаем достаточно шума чтобы отпугнуть их. Даже путешествуя по лесу в одиночку, встретить диких животных можно крайне редко.  С детьми ехать безопасно при условии что они соблюдают технику безопасности. О которой им обязательно расскажут. И конечно у нас есть организованные экскурсии.

Вот - люди уже здесь! :) Виктор - мой гид и шеф турбазы. По стоимости вышло так. Транспорт: перелет Москва - Краснодар - Москва 6000, Вим-авиа, автобус Краснодар - Майкоп что-то 300 р, такси Майкоп - Каменномостский 700 р. (было поздно и автобусы не ходили), обратно такси напрямую до Краснодара 2100. Итого транспорт 9100. На месте: 16000, туда входило проживание, питание домашнее, баня, экскурсии вместе с такси и входными билетами, сопровождение гида, альпинистское снаряжение и собственно альпинизм.

Здравствуйте, Артем! Вы можете приехать самостоятельно или с компанией. Как вам будет удобнее. Достопримечательностей и красивых мест здесь достаточно. Вот некоторые из них: Гранитный каньон реки Белой, гузерипльский дольмен (один из самых крупных на Кавказе), музей Кавказского заповедника, Лаго-Накское нагорье, большая Азишская пещера (оборудованная), три диких пещеры (Пикетная, Красивая, Сухая), хребет каменное море расположенный на территории заповедника и т.д.

Люди очень гостеприимные и веселые. При этом классических кавказцев почти нет - одни русские, хотя и иной этнический тип, чем например в Нижнем Новгороде. Поразило количество маниакальных фанатов родного края))). Все страшно рады гостю и стараются показать как у них все потрясающе. Очень подкупает. Я ездила одна, и ни минуты не скучала, наоборот не наобщалась. Виктор сделал программу специально под мои требования, и сейчас выставляет ее на конкурс маршрутов по России. Если будут другие запросы, то и программа будет другая. Это несложно, как я понимаю - поблизости много интересного.

Да,действительно,удивительные места!

Как много красот в России! Как чудесна Адыгея на ваших фотографиях, горы очень величественные. Не всякий поедет отдыхать в суровые горы, для этого надо точно быть патриотом и романтиком в одном лице. Ваш цикламен прямо аленький цветочек из сказки.