Мы помним чудные мгновенья. Тверь. Ч.1

Главная > Россия > Отзывы об отдыхе > Новогодние туры > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: НатА
Страна: Россия
Новогодние туры
1 января 2008 – 1 января 2008
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 11,956
Добавлен: 30.11.2008

Мы помним чудные мгновенья. Тверь. Ч.1

Честно говоря, нельзя сказать, что мы сильно горели этим путешествием. Тверь казалась нам слишком большим и не расслабляющим городом, а с туристической «привлекательностью» Торжка мы уже познакомились, возвращаясь из Петрозаводска и Валдая (рассказ «Валдай, Торжок, Завидово. Колокольчики. Золотная вышивка. Рыба» - см. на нашем сайте www.pamsik.ru).
И ещё осенью мы пытались спланировать поездку в одну жарко любимую нашими соотечественниками южную страну, зимой - когда можно посмотреть спокойно все её выдающиеся достопримечательности - несправедливо забытую (Византию :)). Но порывы на этом и закончились. У мужа слишком непрогнозируемая работа, чтобы так заранее можно было бы определиться с новогодним отдыхом. А определиться очень хотелось. Поэтому решили выбрать то, что в радиусе 300км от Москвы.
Мне, как почётному клиенту, одной турфирмы, специализирующейся на автобусных маршрутах, постоянно приходят буклеты их автобусных экскурсий, которые, надо отметить, очень дельные и являются полезными мини-подсказками «где, что и как далеко». Из 2х вариантов «Иваново-Палех-Мстёра» и «Тверь-Торжок-Домотканово», мы остановились на втором. Муж сказал, что Иваново, это один из самых депрессивных русских городов в наше время и вообще до него очень далеко >400км. (От Москвы до Твери - ~190км).
Вот так (~ за месяц) определились с маршрутом, и также достаточно мобильно с гостиницей и её бронированием. Пара звонков, все формальности улажены, я сгоняла за путеводителем, и мы забылись в предновогодней суете.
Мы даже и не подозревали, что нас ожидает ТАКОЙ Новогодний Подарок!
Вот точно, чем меньше ожидаешь от поездки, чем меньше рассчитываешь на туристические дивиденды, тем больше приятных сюрпризов получаешь взамен. Это практически теория относительности Эйнштейна :).
Эти города не просто нас удивили, а очень сильно запомнились и очень много дали и в зрительном удовольствии, и в исторической любознательности, да и вообще подарили нам 3 чудесных новогодних дня!
Надо отдать должное погоде. Она была русской классической зимней сказкой. Мороз 20-22 и солнце. О такой погоде, наверное, мечтают фотографы, которые делают снимки зимних пейзажей для календарей. Белоснежный снег; алмазное сияние пуховых снежинок; витиевато прочерченные белым, искрящимся, колючим инеем ветви всех деревьев; серебристые промороженные иголки на елях; Дед Морозы на упряжках, катающие детей, а также новогодние настоящие ёлки, подмигивающие гирляндами; блестящие ледяные горки; снег, похрустывающий под ногами и мороз, кусающий щёки.
Но обо всём по порядку.

Гостиница.
Мы быстро нашли список всех гостиниц Твери и, как тёртые путешественники, легко уменьшили его до двух названий, не задумываясь, вычеркнув из него «Волги-Зари-Туристы-Селигеры» - общение с советским прошлым в виде соответствующей мебели и сервиса, в наши планы не входило.
Но возник дуализм во мнениях.
Я прижимала к груди картинку с гостиницей «Оснабрюк».
Муж настаивал на «Тверь Парк Отеле».
Победила дружба и случай.
«Тверь Парк Отель» оказался плотно забитым тургруппами, а в «Оснабрюке» мы успели забронировать дорогой полулюкс (всё остальное было уже занято). На самом деле, это два, вполне равноценных и достойных варианта. Только главным достоинством «Парк Отеля» является его месторасположение на самом берегу Волги в парке, но, которое, зима и скованная льдом река, в принципе нивелируют. А также, конечно, эта гостиница – вариант только для автопутешественников, она далековата от центра города. Возвратясь уже из Твери, мы пришли к выводу, что зимой – лучше выбирать «Оснабрюк», а летом – «Тверь Парк Отель».
К нашему отелю никаких претензий по большому счёту, за исключением мелких придирок к шведскому столу.
«Оснабрюк», 4*, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 20, http://osnabruck.tver.ru.
Большие плюсы: Расположение.
Ул. Салтыкова-Щедрина является перпендикуляром к центральной ул. Советской. До центра Твери (а это условно Городской парк) идти пешком 15-20 минут. А что такое прогулки по старинной Твери расскажу ниже. Не согласна с фразой из путеводителя, что «отель несколько удалён от центра». Потому что в принципе (судя по карте), все остальные гостиницы находятся примерно на таком же удалении, ну, может на 5 минут меньше. (Исключением, конечно, является только «Тверь Отель Палас», она точно только для автомобилистов).
Оснабрюк – это немецкий город-побратим Твери, а гостиница с этим именем внешне представляет собой современный краснокирпичный особняк. В холле висит масса фотографий останавливавшихся здесь звёздных знаменитостей от Никиты Михалковы, Марии Арбатовой, Александры Марининой, до Жанны Эппле, Хабенского, Садальского и многих других очень известных лиц.
Номер хороший, на подушках лежали даже маленькие шоколадки, есть мини-бар, в ванной – все необходимые пенисто-моющие предметы, фен.
Маленькие минусы: Шведский стол.
Вспоминаю и про себя улыбаюсь :). Интересно, а Михалков тоже так же, как и мы охотился за колбасой и за блинчиками :), или нет? Поясняю.
Ресторан в «Оснабрюке» небольшой. На барной стойке стоят подносы: нарезанный сыр, хлеб, масло, кефиры-йогурты-соки; в железных ёмкостях – творожные запеканки, блинчики, омлет, сосиски, котлетки; дальше чай в пакетиках, кофе в термосах, кулер с кипятком.
Забавное в этом то, что содержимое всех этих «выставочных площадей» достаточно быстро опустошается завтракающими постояльцами и как-то совершенно неохотно пополняется.
К примеру. Я беру тарелку, кладу пару кусочков сыра и дальше ищу глазами мясную нарезку. Её нет, хотя по логике не может не быть. Странно. Она появляется минут через 10 – выжидающая барменша не частит с выдачей колбасы гостям Твери. Стол мы заставляем нагруженными тарелками, потому что, если не положишь всего и сразу – придётся ждать, всё мгновенно разберут. Муж, как воспитанный человек (в отличие от меня :)) в первый день из-за своей «культуры» чуть не лишился блинчиков на завтрак. Их расхватали за 2 минуты, а принесли через полчаса.
Вот вам и гостиница «Оснабрюк» 4*.
Все сидят и делают вид, что как бы всем всё равно, а как только раздалось позвякивание металлических ёмкостей (принесли те самые блины), всех как будто ветром сдуло из-за столов – мгновенно образовалась толпа у аппетитной цели.
Вот больше делать нечего в 4* гостинице, как сидеть на завтраке и думать, а хватит мне ветчины или не хватит, а подольют ещё яблочного сока в графинчик или нет, а принесут варенье к блинчикам или нет и т.д..
Стоимость нашего номера в сутки была 4,3 т.р..
Кстати, при телефонном бронировании мне сказали, что в стоимость номера включены 2 часа оздоровительного центра (в гостинице есть бассейн, сауна, хамам, тренажёрный зал), но мы не ходили. И времени не было, и не взяли с собой купальные принадлежности и спортивную одежду.
На ресепшн можно заказать любую экскурсию, в зависимости от количества желающих вас довезут либо на фирменном микроавтобусе, либо на автобусе “Skania” с туалетом и мини-кухней. (Перечень экскурсий и все подробности мы нашли у себя в номере в папочке на столе).

Путеводитель.
Я купила путеводитель для автомобилистов «Москва – Тверь – Торжок». Автор – Марцев. В целом путеводитель неплохой, много информации, хотя и краткой. Я уже хотела было его расхвалить, но, когда мы накупили в Твери и Торжке массу туристической литературы, и особенно много разных городских карт, то увидела, что автор путеводителя просто беззастенчиво скатал все тексты к достопримечательностям, которые взял из карт. Я лично к такому жёсткому копирайту отношусь с большим ..фи.
Мне на моём жизненном пути повезло с преподавателями. Меня научили (приучили) копать. Вот представьте себе слоёный торт «Наполеон», а наверху человечка с лопаткой. Это Йа. Конечно, я не отнимаю у шахтёров и кротов заслуженные лавры, но чётко знаю, что немного терпения, времени, усидчивости, желания и упёртости, плюс искреннего интереса и природной любознательности, то в результате всё, что навалено сверху легко расчищается, и под информационными шаблонными завалами находится крайне любопытная История. Я, конечно, пользуюсь и Википедией, но только если мне нужны цифры и сухая конкретика. Очень люблю разную краеведческую литературу, потому что никто не может дать столько интересных фактов и важных мелочей, как какой-нибудь любитель-энтузиаст своего родного края. Я очень уважаю этих людей.
По Торжку мне очень понравились книжки (и путеводители-брошюры, и карты) автора Н.Лопатиной. А ещё, как ни странно, очень помог текст на открытках из набора, который я купила в одной из торжокских церквей, и книга В.Солоухина «Черные доски». И, всё-таки, отдам должное путеводителю – в целом, для получения общего представления, он очень даже неплох – надо же от чего-то отталкиваться. Большими плюсами его являются описания всех интересных населённых пунктов с их достопримечательностями по дороге – Кобылья Лужа, Черная Грязь, Зеленоград, Клин, Ложки, Пешки, Ямуга, Солнечногорск, Спас Заулок, Завидово, Городня и множество других.

День 1й и День 3й.
Тверь. Достопримечательности города.
Вот наш маршрут:
Улица Советская – Площади.
Площадь Ленина и Трехсвятская улица.
Церковь Вознесения и Тверской проспект.
Старый (Чешский) мост.
Набережная Афанасия Никитина и памятник.
Церковь Трех исповедников.
Отроч/ь мужской монастырь и Успенский собор.
Новый (Николаевский) мост.
Набережная Степана Разина и кинотеатр «Звезда».
Набережная Михаила Ярославича, Городской сад и памятник Пушкину.
Императорский путевой дворец (Картинная галерея), Поклонный крест на месте взорванного Спасо-Преображенского собора и Реальное училище (Краеведческий музей).
Церковь Белая Троица.
Блошиный рынок.
Музей М.Салтыкова-Щедрина.
Дом-музей В.Серова в Домотканово.
Я пыталась подобрать выразительное концентрированное прилагательное, чтобы правильно обозначить характер и стиль Твери. Милая, симпатичная, старинная – всё это не подходит. Меня поразило то, что Тверь – это, во-первых, очень гармоничный русский город, а во-вторых, это старый город с достоинством.
В Твери сохранилось очень много построек 18-19-нач.20 веков. Думаю, что не надо специально акцентировать внимание на их сегодняшнем состоянии – это и так понятно. Но стареть ведь можно по разному. Можно судорожно замазывать, закрашивать, подтягивать морщины, при этом, забывая, что нелепо меняется лицо. А можно – с достоинством, по-мудрому, понимая бег времени и не боясь его. Это редкое качество. В этом плане, я думаю, что Тверь – сильный город.
Мы въехали в Тверь по Московскому шоссе. Путеводитель предупреждал нас, что до центра надо ехать долго, до здания-высотки, но мы не ожидали, что настолько до-о-лго. Минут 15 гнали по этому шоссе, пока, наконец, впереди не показался заданный ориентир.
У этой высотной конструкции жилой новостройки была крайне странная форма. Представьте себе конфету в фантике, поставленную на кончик вертикально, или, например, дерево, обгрызанное бобром по кругу. Гениальности архитектурного шедевра мы не поняли, прагматично заметив, что вместо непонятного назначения конуса внизу, можно было бы разместить 5 полноценных жилых этажей. Интересно, не это ли сооружение остроумные тверичане называют «Рюмкой» (тогда, значит, это здание 22х этажной гостиницы «Тверская»)? Ведь придумали же они обозначение «Шайба» для какого-то торгового дома.
Проехали мечеть (...!) и католическую церковь (...!). Въехали на Советскую центральную улицу – старую красивую, бывшую Екатерининскую, бывшую Миллионную. Справа за домами параллельно ей идёт другая «улица» – водная – Волга с набережными. Муж почему-то как-то странно посмотрел на меня и сурово заметил, что про Тверь ему ничего особенно не известно, кроме поговорки: «Муж в Тверь, жена в дверь». И на што это он такое намекает? Обидеться я не успела, потому что увлеклась разглядыванием зданий по сторонам.

Улица Советская – Площади.
Эта улица возникла при Екатерине I. Как ни странно звучит, но, когда Россией правили женщины – Елизавета, Екатерина – то в это время в России была тишь и благодать, а как только приходили мужчины, начинались войны. Именно при Екатерине II стали составляться первые планы регулярной застройки русских городов. Тверь была императорской фавориткой. Её императорское высочество постоянно говорило, что «город Тверь после Петербурга — наиболее красивый город Империи» и посему Тверь (после пожара 1763) была заново выстроена по её личному заказу и «по всем правилам». Что это означало? А то, что размеры площадей, длина улиц, высота зданий, декор фасадов и даже количество окон было строго регламентировано.
В Костроме Екатерина разложила веер (там веерная система улиц), в Ярославле доверила уличную планировку губернатору-масону (там улицы складываются в масонские символы), здесь нужно было задумать что-то эдакое отличное от других. Возникла идея - в Твери будет нитка с бусами. Центральная улица – нитка, круглые площади на ней – бусины. Элегантную царицыну идею – «четыре площади на центральной магистрали» и «анфиладный принцип последовательно открывающихся площадей» - воплотили архитекторы П.Никитин и М.Казаков. Плюс – предложили схему трезубца (как в Риме), т.н. 3х лучевую композицию.
Главная улица одна – Екатерининская (Миллионная, Советская) – это парадная или центральная магистраль.
В эту центральную тверскую улицу, условно говоря, с одной стороны вливались Санкт-Петербуржский тракт, а с другой Московский. По ней через Тверь проезжали все путешественники, поэтому ей полагалось выглядеть презентабельно и красиво (город расценивался как «остановка на государевой дороге»). Поэтому на этой улице были сосредоточены всевозможные административные здания, гостиницы, магазинчики, ресторации и дома богатых горожан. А также главные ценности города – Спасо-Преображенкий собор и Путевой Императорский дворец. Общий уличный стиль – ранний классицизм, ампир и барокко. Архитекторы – известные петербуржские и московские имена.
Площадей было четыре – Полуциркульная (Почтовая, Советская), Судебная (Фонтанная, 8-гранная, площадь Ленина), Красная (сейчас здесь Городской Сад), Соборная (площадь Революции).
Начало «трезубца» - Полуциркульная или современная Советская площадь – сейчас примечательна симпатичными старинными фасадами.
Трезубец или Трёхлучевая композиция улиц идёт от первой круглой площади – т.е. от Советской - более выпуклой, чем все остальные. Площадь пересекается главной дорогой – Екатерининской (современная ул. Советская), и от неё под углом в 30˚ (благоприятном для взгляда) расходятся улицы-лучи, которые отлично просматриваются с площади и как бы «распахивают, раскрывают перед вами город». Луч вправо - современная ул. Вольного Новгорода, луч влево - современная ул. Новоторжская.

Площадь Ленина и Трехсвятская улица.
Площадь Ленина – главная, самая отреставрированная и задействованная. Это бывший и настоящий «административный центр». Раньше в одном из этих четырёх двухэтажных исторических особняков с лепниной располагалось Губернское правление, а вице-губернатором Твери два года прослужил М.Салтыков-Щедрин (о нём ниже). Сейчас понять где именно заседал губернатор с чиновниками, помогает барельеф на стене с его портретом. Также в одном из этих зданий находится детский театр. А ещё на площади – растут четыре огромные настоящие, сейчас разнаряженные ёлки, и одна такая же натуральная, но специально установленная и тоже щедро нарядная. Раз площадь Ленина – значит не обойтись здесь без Ильича с одной рукой за пазухой, а другой - протянутой, которого практичные немцы (недолгая фашистская оккупация Твери во время Великой Отечественной зимой 1941) хотели переплавить в нужный металл, а рабочие одного тверского завода каким-то образом уволокли и спрятали.
Мы паркуемся здесь на площади Ленина и идём на Трёхсвятскую улицу, которая отходит от неё левым перпендикуляром. Это - пешеходная широкая с симпатичными фонарями улица, аналог для москвичей – Старый Арбат. Идти по ней невозможно – ослепительное солнце бьёт в глаза, а скользкий ледовый каток под ногами ещё и зеркалит солнечный свет. Всё сияет и ничего не видно. Обещанных отзывами художников и музыкантов явно разогнал мороз. Мы посмотрели на вывески магазинчиков, кафешек, на старенький трамвайчик, который является воспоминанием о том, что по этой улице когда-то бегали трамваи и который сейчас шустро занят под офис известной мобильной сети. Мы дошли до конца улицы - стеклянно-бетонного Торгового центра «Олимп» и свернули направо на оживлённую широкую улицу – Тверской проспект.

От перекрёстка-пересечения улицы Советской с Тверским проспектом (там, где находится церковь Вознесения (о ней будет чуть ниже)) – и начинается условный центр Твери.
От перекрёстка идти прямо по Советской улице – Городской сад, Императорский Путевой дворец (Тверская картинная галерея), Реальное училище (Тверской краеведческий музей), Крест (на месте Спасо-Преображенского собора), Филармония, бюст Пушкину, Дворянское собрание (Дом офицеров), Старый мост через Волгу (чешский архитектор, символ Твери), площадь Революции (Красная) и т.д.
От перекрёстка идти влево по Тверскому проспекту - просто оживленная магазинно-кафешечная улица, река Тьмака и блошиный рынок.
От перекрёстка идти направо по Тверскому проспекту – он переходит в Новый мост через Волгу.
Выражаясь по-военному, все самые основные достопримечательности Твери находятся в т.н. прямоугольнике «Два моста через Волгу и две набережные» (или рядом с ними): Новый мост (параллельны) // Старый мост, набережная Афанасия Никитина (параллельны) // набережные Михаила Ярославича и Степана Разина.
На стороне реки, где идёт набережная Афанасия Никитина, находятся - его памятник, церковь Трёх исповедников, Отроч/ь монастырь и Успенский собор, Речной вокзал, Музей Тверского быта.
На сторону реки, где начинаются набережные Михаила Ярославича и Степана Разина выходит - Городской сад, и находятся памятник Пушкину, кинотеатр «Звезда» (авангардный стиль), изумительная гражданская застройка 18-19 вв.

Церковь Вознесения и Тверской проспект.
На пересечении центральной улицы Советской и Тверского проспекта находится очень красивый храм – Вознесенский. 18-19в. Надо отметить, что в Твери, как это ни странно, почти все церкви в классическом стиле (из виденных нами исключение составляет только старинная церковь Белой Троицы). У Вознесенской церкви очень петербуржский вид. Здесь есть и колонны, и портик, и ступени, и даже предполагались статуи. Внутри она нас порадовала рождественским убранством, как раз когда мы в неё зашли, в левом приделе устанавливали и украшали ёлки и развешивали гирлянды. Здесь находятся очень важные и святые для тверичан и православных людей – икона «Тучная гора» и мощи священномученика Фаддея.
На иконе «Тучная гора» изображена Богородица с короной на голове, держащая на левой руке маленького Христа, а в правой - небольшую гору, на которой видна маленькая церковь с куполом и крестом. Эту икону передал собору один купец, она была в их семье фамильной и передавалась из рук в руки 150 лет. Перед этой иконой молятся о своих детях, о благополучии в семье, об утешении и душевном успокоении. Празднование этой чудотворной иконы приходится на 6 апреля – этот день ещё называется Андреевским стоянием (или Андреевскими поклонами). Если кто из девушек выстоит в церкви службу, то получит себе хорошего жениха.
Священномученик Фаддей – Тверской архиепископ. Он был крайне светлым человеком, которого горячо любили и уважали все знающие его люди, он был редким духовным авторитетом, исцелял молитвой, предвидел будущее, был необыкновенно скромен и застенчив, и даже Святейший Патриарх Тихон ему сказал – «Вы чудо нашего времени».
В 1937 его арестовали. Кинули в камеру к уголовникам. А потом утопили. В яме с нечистотами.
Мощи священномученика Фаддея были случайно обретены (найдены) в 1993. В 1997 архиепископа Фаддея Тверского священномученика причислили к лику святых. У его мощей просят об исцелении, помощи и просветлении.
Старый (Чешский) мост.
Мы двигаемся в таком направлении: проезжаем по Старому мосту через Волгу на другую сторону.
Про Старый мост везде принято писать так: «ажурная конструкция» и «готический стиль». Мост, действительно, очень красив. Но ни «ажуром», ни «кружевами» его достаточно строгую линейную узорность не назовёшь, он скорее выглядит, как развернутая рыбацкая сеть. Его строил чех – Машек. Этот мост считается – «лучшим творением чешского инженера», а также «символом Твери» и «гордостью Твери». Движение по мосту открыли в 1900г. и его столетие уже празднично отметили в городе. Но это 100 лет металлической «рыбацкой сети», т.е. считай его современному виду с учётом реконструкций, а ведь сама идея (и первоначальное финансирование) это заслуга Петра I. Виват императору! И здесь в Твери он, оказывается, успел сделать полезное и важное дело – построил мост через Волгу. Он был необходим Петру с военной целью перед Северной войной со шведами. Его соорудили быстро: разогнали всех местных жителей, переплывающих реку на лодках, подогнали пустые лодки, сверху накидали деревянный настил, вместо якорей использовали мельничные жернова. Это был первый, настоящий, вполне надёжный, наплавной, Плашкоутный мост через Волгу.

Набережная Афанасия Никитина и памятник.
Мы паркуемся около какого-то прибрежного здания интересной формы и назначения (сейчас в нём ресторан «Якорь»). Спускаемся на набережную Афанасия Никитина. Вернее сбегаем по заснеженному склону, а рядом радостно визжат маленькие тверичане, облюбовавшие себе волжские бока-берега в качестве шикарных ледовых горок.
Сама набережная это просто прогулочный тротуар, не оформленный даже традиционным парапетом, и просто очень популярное место, по которому идут толпы отдыхающих тверичан и возбужденных гостей города. Автобусный десант последних яростно фотографируется на фоне бронзового памятника Афанасию Никитину. Честно говоря, я представляла себе этот памятник более дежурным, а он – очень красив, оригинален и интересен (скульпторы С.Орлов, А.Завалов). Бронзовый тверской купец стоит на гранитном сером пьедестале в центре высокой круглой площадки, стена которой обыграна архитектором (Г.Захаров) очень необычно – из неё выдаётся нос старинного купеческого корабля-челна и направлен в сторону Волги. В дате постройки памятника много пятерок: если не ошибаюсь 5 мая 1955 год.
Тверские молодожены считают своим первым долгом вскарабкаться на памятник и вложить в руку бронзового Афанасия либо бутылку шампанского, либо пивную - всем известной тверской марки «Афанасий». Высочайший уровень культуры и богатый полёт фантазии.

Загадочные страницы Тверской Истории.
А вы знаете кто такой – Афанасий Никитин? Скажите честно. Хоть кто-нибудь читал его «Хождение за три моря»? (Три моря – это Хвалынское (Каспийское), Индийское (Индийский океан), Стамбульское (Чёрное)). У нас ведь система образования строится так: кто-то прочитал за вас и написал в учебнике «Купец, значит, Никитин Афанасий, из Твери, значит, пошёл Индию, дошел, провел там несколько лет, написал записки, вернулся и т.д.». Всё, для общего развития информации вполне достаточно.
Купец говорите? Да у него такой уровень образования и знаний, что купеческий кафтанчик маловат в плечах-то будет. Он вообще, непонятно кем был и непонятно зачем так упорно стремился в Индию. И записи его «Хождения» полны загадок. Начнём с того, что Никитиным его обозвали современники, а настоящая фамилия неизвестна, в летописях он записан просто как «Афонасья Микитина сын» и «Офонасий Тверитин купец, что был в Ындее четыре года». Записки свои он ведёт на русском языке, но также записывает кириллицей персидские, арабские, татарские, староузбекские слова и целых фразы. О чём это говорит? О том, что, во-первых, оказывается, купец знал восточные языки, во-вторых, зашифровывал свои записи. Зачем?
Мало того, он прекрасный знаток звездного календаря. Меня лично просто поразила фраза: «Во Индеи же бесерменьской, в великом Бедери, смотрилъ есми на Великую ночь на Великий же день - Стожары да Кола в зорю вошъли, а Лось головою стоит на восток».
«Лось, Лосиха» – это очень древнее и редкое славянское название созвездия Большой Медведицы, а «Стожары и Кола» - это Полярная звезда и небо.
Получается: простой купец прекрасно знает свой путь (хоть и считается, что он «заблудился» и в Индию его «занесло совершенно случайно»), а также разбирается в звёздных ориентирах, сложных политических событиях, разных верах, считает вёрсты в дороге и сожалеет, что «басурмане разграбили» его книги (а не из-за товаров!).
В одном из вариантов списков с «Хождения» есть слова: «Взял напутствие я нерушимое и отплыл вниз по Волге с товарами». Что за напутствие? Кто дал и зачем взял?
Есть две интересные версии-гипотезы.
По одной, «напутствие» и вместе с этим охранную грамоту Афанасий Никитин получил от тверского князя (Михаила Борисовича). С этой грамотой он свободно прошёл через «Нижний Новгород, Казань, Орду, Услан, Сарай...». Везде свободно, без податей, без пошлин, что немыслимо даже для суперзнатного купца. В Астрахани их корабль захватили какие-то татары и отняли вместе с имуществом. Товарищи (шесть москвичей и шесть тверичей), плывшие с ним на корабле – повернули обратно на Русь. В Индию он направился один! Зачем?
«А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море». Куда он так стремится, один, без средств, без товара? Все страны, через которые он прошёл на пути к Индии (а только в одной Персии он пробыл два года) им отмечены бегло, по-походному. И только со страны «Индейской» начинаются описания. Очень подробные, отличающиеся «поразительной точностью собираемых сведений», отличной от всех путешественнических наблюдений странствующих европейцев. Никитин как будто дошёл до цели. И откуда-то у него берутся деньги, и роскошный жеребец, которого он «год кормил». Что он ищет, ведь ни один товар на богатейших восточных рынках его не устраивает: «ни ткани, ни пряности, ни редкие натуральные краски»?
А ищет тверичанин тайные алмазные копи. Таинственную местность Голконду. Недоступные горы. Кстати, где именно находятся копи точно не установлено до сих пор. Все сведения о них держались/держатся в строжайшем секрете. (Известно лишь, что алмазоносные районы располагались к В от плато Декан, и на Ю, близ реки Кистна. Сама же крепость Голконда была лишь крупным рынком, где продавались алмазы).
Алмазы нужны Твери, для поддержки и укрепления княжеской власти. Между тверскими и московскими князьями велась ведь борьба за трон.
По второй версии. А она самая трудная и недоступная для массово-логического понимания. Афанасий Никитин пришёл в Индию для того, чтобы попасть в один из самых священных и самых закрытых культовых храмов Индии – храм Парват (или храм богини Парвати супруги бога Шивы). В старинных храмовых летописях сохранилась запись об этом посещении! Чтобы туда пустили чужестранца – как минимум нужно знать индийский язык (санскрит). И нужна быль цель – иначе бы тоже не впустили! Что делал русский Афанасий Никитин в индийском храме? Ответа нет. Почти нет. Есть только догадки. Он выполнял загадочную миссию. Гипотеза такая: «Афанасий Никитин вёл свой путь в Индию к братьям-ариям и имел он урок Прави».
Немного комментариев: индийская и славянская культура некогда представляла собой одно целое – арийскую культуру. Был один народ - арии, одна вера и символы - Правь и Троица. Никитин заговорил по-индийски так легко и без подготовки потому, что русский язык имеет прямую, корневую связь с санскритом. Этот таинственный и мудрый язык древних ариев очень прост и доходчив для всякого русского. Есть доказательства, что такой язык – общий для всех народов – до сих пор сидит у нас в подсознании. Помните? - «В начале было Слово» - фраза из Библии.
(Сомневающиеся могут взять карту Подмосковья и ближайших областей и, прочитав названия рек и городов, удивиться тому, что огромное количество названий, оказывается, имеют перевод с санскрита и глубокий смысл. Но, хоть он (забытый язык) и сидит в подсознании – его нужно «достать оттуда», для чего ещё с самого рождения ребёнка знающими людьми использовались/ются особые методики).
Кстати, вот ещё одна очень туманная фраза: «Сразу после кончины Афанасия Никитина (а он вернулся-таки на Русь и как-то в расцвете лет и сил «не дошед Смоленска» резко-скоропостижно ушёл в мир иной) его записки доставили в Москву, где они были включены в летописные своды «под 1475 годом».
Интересно - записки какого-то купца (сколько их было на Руси!) так удачно и оперативно были изъяты, и доставлены, и прочтены, и даже включены в летописи. Имя столь нетерпеливого «читателя» драгоценных записей историкам известно – это «Василий Мамырев дьяк великого московского князя Ивана III», ведавший государевой казной и секретным сыском.
Афанасий Никитин путешествовал 6 лет – 1466–72. Загадочному русскому купцу поставлено два памятника: один в Твери (Россия), другой – в городе Ревданда (Индия). А ещё один он воздвиг себе сам – это его литературное произведение «Хождение за три моря». Прочитайте, не пожалеете. Но в серии Всемирная Детская Литература оно «по-децки» усечённое, к сожалению.
«Да станет земля Русская благоустроенной, и да будет в ней справедливость».
Мою довольную физиономию тоже запечатлели на фоне памятника Афанасия Никитина. После знакомства с тверским героем мы перешли Волгу! По льду! Хотя и шли по протоптанной стёжке, всё равно приравниваю этот поступок к подвигу в мирной жизни :). Когда-то в детстве я безбашенно гоняла с чёрных трасс (!), но сейчас спонтанность и лёгкость поступков полностью придавлены трезвомыслящим рассудком. Дрейфовать челюскинцами на льдине посреди Волги как-то не хотелось, поэтому ступать по блестящему скользкому льду, слегка припорошенному снежной простынкой, было страшновато. Тем более что мужу доставляло огромное удовольствие добавлять перца в напряжение и постоянно указывать мне то на «трещины во льду», то на «просвечивающуюся воду», то заставлять прислушиваться к тому, что «под ногами, кажется, что-то потрескивает». Но, тем не менее, эта белоснежная широченная Волга, сливающаяся с белыми берегами, кусающийся морозный воздух и ослепительно яркое, всё заливающее солнце, заставляющее пламенеть все окна домов на набережной, оставили очень сильные и нестирающиеся впечатления.
Мы перешли Волгу, посмотрели памятник Пушкину, авангардный кинотеатр «Звезда и т.д., зашли в кафе «Арзы» согреться и хлебнуть чего-нибудь горяченького, потом вернулись опять через Волгу и т.д. Поэтому описывать буду, не отталкиваясь от нашего натурального маршрута, а последовательно, исходя из того, что расположено на одном берегу, что на другом.

Церковь Трех исповедников.
За памятником Никитину находится церковь Трёх исповедников или Воскресенская. 18 век. «Три исповедника» - это три очень почитаемых святых – Гурий, Авив и Самон. В церкви есть два придела - один в честь этих трёх святых, другой - в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который был пристроен чуть позже по проекту К.Росси (!). Чем запомнилась эта церковь? Здесь мы увидели красивый рождественский вертеп (пещеру): родители Христа, малыш в яслях, ягнята, волхвы и ангелы сверху на ниточках. И мне очень понравилась одна удивительная икона (справа в центральной части храма), на ней изображена Богоматерь, кормящая младенца (почти как на картинах Да Винчи или Рафаэля).

Отроч/ь мужской монастырь и Успенский собор.
Затем мы доехали (прогуляться помешал мороз) до Успенского Отроч/ь мужского монастыря. Сейчас от него осталось только это красивое название. На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал. А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка.
Каменный Успенский собор (стиль барокко) – это екатерининский «новострой» (1722), он расположен на месте древней церкви (1530). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно. В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие».
От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две. Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате.
«В селе, называвшемся Едимоново» один княжеский дружинник Григорий увидел девицу Ксению. И «была та девица благочестива и кротка, смиренна и весела». Дружинник влюбился, а она сразу сказала: «Не он будет мне супруг, но тот, кого Бог мне пошлет». А великому князю приснился сон: «будто пустил он любимого своего сокола на птичье стадо, то сокол тот, стадо птиц разогнав, поймал голубку, сияющую красотой ярче золота». В общем, когда князь увидел невесту своего дружинника, то и сказал: «Уйди ты отсюда и ищи ты себе другую невесту, где хочешь; а эта невеста мне подходит, а не тебе». Григорий ушёл в лес, нашёл место у слияния реки Тверцы с рекой Волгой и поставил здесь себе хижину, потом, часовню, потом церковь, а потом князь (Ярослав) с княгиней (Ксенией), узнав об этом, просили у него прощения и подкинули ему денежек для постройки монастыря. Дата написания повести ~1206 (?).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский). Год основания ~ 1110 (?).
Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное. Что это могло означать? Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский? Есть одно очень любопытное предположение. Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»).
Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке.
Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Кочубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала?
Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери. Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.

Тверь, часть 2я: http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=11858
Торжок, часть 3я: http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=11857

Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.
Наши контакты: pamsik@bk.ru.
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Был ли этот отзыв полезным? Да 0

Нравится

0 комментариев - Добавить комментарий

Другие отзывы об отдыхе в России








Авиабилеты
Наша социальная сеть
Борис
добавить в друзья
Ольга
добавить в друзья
Дмитрий
добавить в друзья
Маргарита Сенчук
добавить в друзья
Сергей Стороженко
добавить в друзья
Татьяна
добавить в друзья
Олег
добавить в друзья
Ginger
добавить в друзья
Николай Федотов
добавить в друзья
Ирина
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.